Это, впрочем, вряд ли. Вот и новый его распорядитель, госсекретарь Марко Рубио, обещает «глубокие трансформации», но не аннигиляцию. А пока в агентстве начались массовые увольнения. Мы это пометим, а ниже поясним, почему это крайне важный штришок. Хотя в этом сюжете вообще все штришки важные. И сам сюжет – небывалого доселе масштаба. Если нечто похожее и происходило, то, пожалуй, только в СССР – в его последние годы.
И ещё принципиальный момент, на который у нас отчего-то не обращают внимание. Под удар вместе с USAID попал и NED (Национальный фонд в поддержку демократии) – вторая по значимости и влиятельности НКО в США. А может и первая, как посчитать. Структурно USAID – классическая GONGO («ориентированная на правительство неправительственная организация»), с прозрачным бюджетом размером 50 млрд долларов в год. Прозрачность обуславливает тот факт, что все эти деньги, до последнего цента, выделяются американским правительством. А вот с NED ситуация несколько иная. Это не GONGO, а QUANGO – «квазиавтономная неправительственная организация», которой правительство делегировало полномочия, но которая контролируется и финансируется государством лишь отчасти. То есть деньги в такую НКО могут перечислять и частные жертвователи, а отследить их движение далеко не всегда возможно (могут использоваться схемы финансирования от одного «куста» доноров как бы напрямую реципиенту, но при максимальном посредничестве НКО, например). По этой причине практически невозможно оценить реальный объём годового бюджета NED. Но однозначно то, что и USAID, и NED – основные проводники американской «мягкой силы», первый эшелон НКО. А Трамп с Маском, по сути, пустили этот эшелон под откос.
Так и происходит демонизация – над чем-то похохотать, а чему-то и ужаснуться. Советское телевидение времён перестройки, отчего же ты сразу приходишь на ум?
Почему, собственно, под откос, если структуры попросту переподчинят напрямую Госдепу (ранее USAID было подотчётно в равной мере комитету по иностранным делам палаты представителей конгресса и комитету по иностранным делам сената)? Да потому, что Белый дом поспешил уволить всё среднее управленческое звено сотрудников. Неправительственная организация – тончайший инструмент, практически живой организм. Одни и те же люди годами (даже скорее десятилетиями) курируют некое условное направление деятельности (это может быть взаимодействие с культурными организациями или с независимой, а иногда и государственной прессой некоей страны, к примеру). Не чиновничий циркуляр, а их слово решает всё. За этим словом – миллиарды долларов донорской помощи. Как работают международные фонды: собирают заявки, отмечают приоритетные и сводят вместе потенциальных грантодателей и желающих эти гранты получить и освоить. Это штучная, крайне тонкая работа, подобная настройке фортепиано. А Трамп и Маск увольняют этих «настройщиков», словно вышедших в тираж сутенёров, намереваясь – раз-два! – нанять новых. Вряд ли удастся. Те, кто в этом разбирается, уже бьют тревогу – хвалёной американской «мягкой силе» настают кранты.
«Гигантская кормушка»?
Белый дом тем временем продолжает демонизировать агентство – близкие Трампу издания смакуют странноватые на первый взгляд графы расходов USAID. На популяризацию электромобилей во Вьетнаме – 2,5 млн долларов, на постановку в Колумбии «трансгендерной оперы» – 47 тыс., ещё 32 тыс. – на публикацию в Перу «трансгендерного комикса». На самом деле всё легко объяснимо. «Нетрадиционными» хореографическими постановками ломают довольно-таки консервативную латиноамериканскую культуру. Поставить заметный спектакль или балет в Перу или Колумбии практически нереально, но если USAID или NED берутся за дело, постановку снимут на видео и покажут на каком-нибудь профильном международном телеканале вроде ARTE, а режиссёру с несколькими актёрами организуют какую-никакую публичность. Глядь, а подобные постановки уже курирует аргентинское правительство, а USAID – в почётных соучредителях театральных фестивалей. Так и навязывается актуальная повесточка, так и выстраиваются отношения с правительствами нужных стран. И популяризация электромобилей во Вьетнаме – такая же манипуляция в рамках актуальной буквально вчера «зелёной повестки». Чистый лоббизм. Как вы считаете, чего ради USAID тратило по 56 млн долларов в год на финансирование туризма в Египте? Явно ведь не ради того, чтобы насадить там шпионскую сеть под прикрытием. Между тем вскрылись и на самом деле неоднозначные статьи расходов USAID – на поддержание квазинаучной структуры EcoHealth Alliance, участвовавшей в исследованиях в лаборатории китайского Уханя (похоже, той самой, из которой случилась утечка штаммов ковида), или на строительство ирригационных каналов, задействованных для выращивания опийного мака в Афганистане. Так и происходит демонизация – над чем-то похохотать, а чему-то и ужаснуться. Советское телевидение времён перестройки, отчего же ты сразу приходишь на ум?
«Если USAID так же работало и по другим проектам и направлениям, тогда это реально Большой американский распил денег. все эти международные программы за бюджетные деньги – гигантская кормушка»
Олег Румянцев, один из ключевых соавторов российской Конституции 1993 года и секретарь Конституционной комиссии, признал, что «USAID выделило какие-то скромные средства на два-три приезда к нам известных экспертов из Колумбийского университета и Национального конституционного центра Филадельфии». Другими словами, как ни крути, но фактически агентство имело возможность отслеживать законотворческий процесс буквально на всех этапах! Да ещё за какие-то смешные копейки. «Точные суммы уже не помню, – признаётся Румянцев, – но что-то вроде 20 тыс. долларов, порядок цифр примерно такой». И хотя, по его словам, «приезды были бесполезными для нормотворчества, но символичными в духе времени открытости», эксперты USAID присутствовали на заседании рабочей группы Конституционной комиссии и высказались о важности разделения властей. «Речь о каком-либо влиянии позиций зарубежных экспертов на работу Конституционной комиссии не могла идти вообще, – полагает Румянцев. И тут же откровенничает: – А вот про работу команды Ельцина я такого утверждать не берусь». И вот тут – как поглядеть. «Если USAID так же работало и по другим проектам и направлениям, тогда это реально Большой американский распил денег, – считает общественник Роман Юнеман. – Засылаешь людей в Россию, они здесь за счёт американских налогоплательщиков пьют-едят, высказывают бесценное экспертное мнение, после чего улетают обратно, а потом USAID указывает в отчётах, что конституцию аборигенам написали они. И тогда уже правы не российские, а американские конспирологи, годами доказывавшие, что все эти международные программы за бюджетные деньги – гигантская кормушка».
Кормушка, впрочем, имела вид двусторонней – даже на текущий, 2025 год в России у фонда продолжали находиться в работе 11 программ общей стоимостью 62,6 млн долларов. Работа, как видно, кипела, а средняя стоимость программы в 5 млн говорит сама за себя – это очень приличные деньги.
Казнить нельзя – трудоустроить?
Также не следует забывать, что именно USAID и NED были движителями всех «цветных революций» на постсоветском пространстве – как видно, теперь за белорусский и грузинский провалы с руководства этих структур могут спросить уже по полной программе. Но отдадим им должное – это был эффективный инструмент не просто раскачки, а демонтажа целых стран! И работал он вдолгую – Украину, к примеру, готовили к демонтажу с конца 90-х годов (от акции «Украина против Кучмы»). Затем была «оранжевая революция» 2004 года и только затем – майдан 2014-го. За это время американцы вырастили на Украине целых два поколения «профессиональных революционеров» и грантоедов-«общественников». Российские структуры «мягкой силы» работать подобным образом пока так и не научились, увы. Может, нанять уволенных американцев – пусть поделятся опытом? Заодно поведают о своём участии в «земельной реформе» 2001 года и о контактах со структурами Чубайса – особенно с «Роснано». И о своих узких специалистах по постсоветским странам во главе с Иреной Ласотой – кстати, штатной сотрудницей ЦРУ. Не так давно глава украинской НКО «Институт массовой информации» Оксана Романюк призналась, что почти 90% украинских СМИ существовали за счёт иностранных грантов, а 80% из них получали деньги непосредственно от USAID, но ведь на Украине агентство содержало ещё и целую армию юристов и общественных организаций. Попадает, скажем, журналист в оборот – под пресс высоких чиновников или и вовсе под уголовную статью. И USAID решало, казнить его или миловать – могло, например, отрядить на помощь весьма эффективную команду Института массовой информации. А могло и не отрядить, и тогда никакой защиты. Хоть в нулевые годы, хоть раньше, в 90-е. Да и сейчас точно так же.
Тем временем за океаном продолжается процесс публичного натирания забора дёгтем. «А известно ли вам, – обращается Маск к избирателям Трампа, – что USAID, используя ваши налоговые деньги, финансировало исследования биологического оружия, включая COVID-19, в результате которых погибли миллионы людей?» «USAID – это змеиное гнездо леворадикальных марксистов, которые ненавидят Америку». «USAID, – откровенничает министр здравоохранения Роберт Кеннеди-младший, – это прикрытие ЦРУ, которое в 2014 году потратило 5 млрд долларов на разжигание «цветной революции» на Украине. Виктория Нуланд выбрала новое правительство за месяц до свержения старого». Кстати, Кеннеди-младший уже предложил арестовать Викторию Нуланд. И, кстати, USAID до последних дней возглавляла бывший постпред США при ООН Саманта Пауэр, также в немалой степени приложившая руку к майданизации Украины, – а её теперь тоже арестуют или как? «Когда говорят об уничтожении Трампом USAID, – отмечает политолог Павел Данилин, – обращают внимание, что тот расправляется со своими политическими противниками. Это в какой-то мере правда – ведь именно клиенты USAID устроили Трампу травлю в 2020 году». Так, может, в этом и суть? Глаз за глаз? А остальное – бутафория?
У России ведь и в самом деле отношения с агентством – не из простых, подчёркивает философ Александр Дугин. «У нас так скупо и осторожно комментируют эти события, возможно, потому, что могут вскрыться неоднозначные факты по части нашей элиты. У Трампа и Маска будет полная картина того, как USAID совершило «цветную революцию» в России в 1991 году, внедрило Конституцию и законы. И всё это легально существовало до 2012 года, когда Путин начал всерьёз консервативный поворот. Но такого масштаба глубинных чисток, которые проводят сейчас Трамп и Маск, в России не производили, поэтому большая часть тех людей осталась на своих местах. И что же, теперь их судьба в руках американских консервативных революционеров? Это очень опасно для нашего суверенитета».
Кстати
А пока что ни день – появляются всё более удивительные новости. В заокеанских социальных сетях вовсю обсуждают зловещее заявление, якобы сделанное Биллом Гейтсом, о том, что прекращение финансирования USAID приведёт к появлению ещё одной загадочной болезни по всему миру. «Нет, скорее всего, никакой «загадочной болезни», а есть биологическое оружие неизвестной степени готовности, – отмечает востоковед Анатолий Несмиян. – Заявление Гейтса стоит рассматривать как угрозу в адрес Трампа: в случае если погром глобальных структур выйдет за «красные линии», то «глубинное государство» будет вынуждено начать защищаться. Тем, что у него есть сейчас на руках. «Загадочная болезнь», по всей видимости, какой-то очередной штамм микроорганизма, вызывающего тот или иной вариант ОРЗ. Угроза Гейтса может быть реализована как вспышка одновременно во многих источниках. К ней стоит отнестись серьёзно».