ТОП 10 лучших статей российской прессы за Июнь 14, 2019
Все муми-тролли в 50 фактах
Автор: Ульяна Волохова. Коммерсантъ Weekend
В этом году у муми-троллей праздник — первую сказку об этих странных существах Туве Янссон начала писать в 1939 году. За 80 лет муми-тролли выступали рядом с нацистами, возмущали социалистов и феминисток, обзавелись оперой и балетом, научились молиться, разучились ругаться и заработали кучу денег. Ульяна Волохова вспоминает главные события из жизни муми-троллей и рассказывает, откуда они взялись и как завоевали мир
![](https://im5.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08580_1_t222_195636.jpg)
1
Первый муми-тролль появился из-за Иммануила Канта. Как-то во время школьных каникул Туве Янссон поругалась с братом, и он выдал ей длинную заумную тираду, ссылаясь на Канта. Туве нечего было ему противопоставить, и в гневе она нарисовала на стене уличного туалета самое уродливое существо, какое смогла вообразить. К рисунку прилагалась подпись: «Иммануил Кант».
![](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08581_1_t222_195644.jpg)
2
Первый комикс Туве Янссон был про гусениц. В 1929 году детская газета Lukentus заказала 15-летней Туве Янссон, начинающему иллюстратору, комикс, и она сочинила историю о приключениях семейной пары гусениц — Прикины и Фабиана. В финале гусеницы заводили ребенка, а потом превращались в бабочек. Школьный учитель биологии Янссон был очень расстроен.
![Туве Янссон. «Автопортрет», 1936](https://im3.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08582_1_t222_195652.jpg)
3
Свое имя муми-тролли получили из-за пристрастия Туве Янссон к ночному обжорству. В 15 лет Туве бросила школу и поехала учиться живописи в Стокгольм, где жила в семье брата матери. Как-то дядя застукал ее за ночным перекусом на кухне и прочел нотацию о вреде еды перед сном. Нотация не сработала, и на следующий день, снова застав Туве на кухне, он рассказал ей про живущих на кухне за плитой троллей Муми, которые по ночам выходят из укрытия и дуют ледяным воздухом обжорам в затылок.
![1930-е](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08583_1_t222_190658.jpg)
4
Сначала муми-тролли были черные и с красными глазами. Они часто встречались на юношеских рисунках и в дневниках Янссон, особенно в периоды тревоги или одиночества. Оказавшись в Германии после прихода Адольфа Гитлера к власти, Янссон изобразила бредущего по мрачной немецкой улице грустного муми-тролля.
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08584_1_t222_190707.jpg)
5
Муми-тролли превратились в семью из-за советско-финской войны. К концу 1939 года, когда в Финляндии с ужасом ждали советской интервенции и все явственнее симпатизировали нацистской Германии, тревоги и одиночества в жизни Янссон стало столько, что случайных рисунков уже не хватало. Янссон начала писать книгу. В ней мрачные существа превратились в похожих на бегемотов троллей и объединились в дружную семью, которая бродит по миру в поисках пропавшего отца и смытого наводнением дома.
![Туве Янссон, 1956](https://im7.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_090317_01085_1_t222_190651.jpg)
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08585_1_t222_190715.jpg)
6
Муми-тролль — это сама Туве Янссон.Главный герой, Муми-тролль,— один из самых непримечательных персонажей муми-вселенной. Это просто честный, любопытный и лишенный предубеждений подросток, взрослеющий в окружении экстравагантных существ и ищущий приключений. Таким же видела свое детство и сама Туве Янссон, родившаяся в семье художников и проведшая детство в среде скандинавской богемы.
![Сигне Хаммарстен, 1900-е](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08586_1_t000_192147.jpg)
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08587_1_t222_192155.jpg)
7
Мама Туве Янссон не похожа на Муми-маму.Муми-мама украшала клумбы ракушками и варила какао, Сигне Хаммарстен боролась за право голоса для женщин, основала в Швеции первое женское скаутское движение и постоянно работала, чтобы содержать годами сидевшего без заказов скульптора-мужа и троих детей. После Гражданской войны 1918 года она создала все макеты для банкнот и почтовых марок независимой Финляндии. И все же именно она была прототипом Муми-мамы: объединяли их преданность фонтанирующему безумными идеями мужу, безоговорочная любовь к детям и способность не терять самообладание в сложных ситуациях.
![Сигне Хаммарстен и Виктор Янссон, 1910-е](https://im3.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08589_1_t222_192204.jpg)
8
Папа Туве Янссон очень похож на Муми-папу. У обоих было тяжелое детство, оба переживали, что окружающие недостаточно ценят их таланты, оба любили бури и море — Виктор Янссон часто увозил семью на природу в самую непогоду, а страсть Муми-папы к беспокойному морю подарила ему главный смысл жизни: из бушующих волн он выловил будущую Муми-маму. Обо всем этом читатели узнали только в 1950 году, когда вышла повесть «Мемуары Муми-папы».
![](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08590_1_t222_192211.jpg)
9
Публика впервые увидела муми-тролля рядом с нацистами. В 1944 году Туве Янссон наконец оказалась готова представить своего героя зрителям. К этому моменту она была успешным и востребованным иллюстратором — в 1941 году пресса назвала ее одним из лучших художников-оформителей Скандинавии. Она сотрудничала с разными изданиями, в том числе с политико-сатирическим журналом Garm. В октябре 1944 года на обложке номера, посвященного выводу немецких войск из Финляндии, Туве Янссон изобразила муми-тролля, испуганно прячущегося от толпы гитлеров.
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08591_1_t222_193029.jpg)
10
Первая книга про муми-троллей не впечатлила читателей.Повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» была опубликована в 1945 году, но в только что пережившей войну стране встречена была сдержанно. Пропавший Муми-папа и стенающая по нему Муми-мама напоминали о не вернувшихся с фронта, унесенный наводнением дом — о разрушенных и разоренных войной жилищах, не спасал даже счастливый конец. Несмотря на холодной прием, Туве Янссон стала писать продолжение.
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08592_1_t222_193038.jpg)
11
Во второй книге на муми-троллей летит не комета, а атомная бомба. В повести «Комета прилетает» размеренная жизнь нашедших свой дом муми-троллей нарушается — к Земле приближается комета, грозящая уничтожить все живое. Тревожный сюжет родился из сообщений о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, а описание природы, отреагировавшей на приближение кометы пересыханием водоемов, красным небосводом и раскаленным воздухом, было вдохновлено рассказами очевидцев и рассуждениями специалистов о том, что будет с планетой, если начнется атомная война. В отличие от самой Туве Янссон, за всю войну спустившейся в бомбоубежище один раз, муми-тролли переждали конец света в уютном гроте.
![Атос Виртанен, 1940-е](https://im0.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_154161_01506_1_t222_200021.jpg)
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08594_1_t222_195423.jpg)
12
Образ Снусмумрика появился благодаря роману Туве Янссон с социалистом. Во второй повести Муми-тролль обретает лучшего друга — Снусмумрика. В образе путешественника и поэта, презирающего частную собственность и запретительные таблички вроде «по газонам не ходить», узнавался жених Янссон — редактор левой газеты Ny Tid, депутат финского парламента от социал-демократов Атос Виртанен, всегда носивший мятую зеленую шляпу, точь-в-точь как Снусмумрик. Как и отношения Муми-тролля со Снусмумриком, отношения Янссон с Виртаненом были полны расставаний — в результате помолвка была расторгнута, но друзьями они остались на всю жизнь.
![](https://im7.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08595_1_t222_195430.jpg)
13
Ондатр — это тоже Атос Виртанен. Занудный, неуклюжий, презирающий суету и без конца бормочущий о тщетности всего сущего Ондатр воплощал все, что раздражало Туве Янссон в ее женихе. В очередной раз разозлившись на бытовую беспомощность Виртанена, Янссон впервые нарисовала Ондатра: пока весь Муми-дол искал спасения от кометы, он безмятежно лежал в гамаке и читал книгу. В повести «Комета прилетает» на книге было написано «Шпенглер», но впоследствии Янссон уточнила, что речь шла именно о «Закате Европы».
![План творческой коммуны, 1943](https://im5.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08596_1_t222_195438.jpg)
14
Муми-дол родился из проекта творческой коммуны. Виртанен и Янссон мечтали о создании творческой коммуны в Марокко — с башней для философов, резиденцией для писателей и мастерскими для художников. Утопический проект предполагалось реализовать, купив усадьбу на берегу моря: специально для этих целей они даже организовали благотворительный фонд, куда творческая молодежь Хельсинки вносила деньги. Проблема была в том, что Виртанен то и дело заимствовал из фонда крупные суммы, чтобы передать их очередному забастовочному комитету. Поэтому план коммуны превратился в план Муми-дола — рай, в котором найдется место каждому, кто остается самим собой и занимается любимым делом.
![](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08597_1_t222_195446.jpg)
15
После первых трех книг герои Муми-дола надоели Туве Янссон. Все они стали казаться ей слишком приторными. Так в Муми-доле появилась эгоистичная, едкая и грубоватая Малышка Мю, в самый безмятежный момент способная надерзить или ввязаться в драку. Свое имя она получила в честь тысячной доли миллиметра «мю» и стала самым популярным персонажем муми-вселенной.
![](https://im2.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08598_1_t222_195453.jpg)
16
Главное зло Муми-дола не злое. В вышедшей в 1948 году «Шляпе волшебника» в Муми-доле появляется Морра — страшное существо, способное сделать теплый летний вечер ледяным. В первых книгах она вселяла ужас и ею пугали детей, но в более поздних повестях оказалось, что холодом от Морры веет из-за ее одиночества — отверженная всеми, она тянется к другим существам в поисках тепла. Морру спас Муми-тролль в повести «Муми-папа и море» — осторожно подружившись с Моррой, он согрел ее и отучил замораживать под собой землю.
![Туве Янссон и Вивика Бандлер, 1950](https://im5.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08599_1_t222_195500.jpg)
17
Тофсла и Вифсла — плоды запретной любви. Вместе с Моррой в Муми-дол пришли Тофсла и Вифсла, крошечные существа, говорящие на странном языке и таскающие за собой огромный чемодан с рубином. Имена были взяты из жизни — их придумали себе Туве Янссон и ее возлюбленная — режиссер Вивика Бандлер. Гомосексуальные отношения в Финляндии были запрещены, поэтому свою любовь Янссон и Бандлер не могли обсуждать открыто: так возникли и странные прозвища, и кодовый язык, впоследствии перекочевавшие в повесть «Шляпа волшебника».
![Туве Янссон и Тууликки Пиетиля, 1960-е](https://im0.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08574_1_t222_193048.jpg)
18
Последняя любовь Туве Янссон пробудила Муми-тролля от зимней спячки. В 1956 году у Янссон начались отношения с художницей Тууликки Пиетиля, отразившиеся в повести «Волшебная зима». В отличие от предыдущих книг, в ней не происходит ничего знаменательного: Муми-тролль всего лишь, вопреки обычаям своего вида, просыпается посреди зимы и знакомится с мудрой и практичной Туу-тикки, которая рассказывает ему, как выживать и чему радоваться, когда все покрыто снегом. Туве Янссон утверждала, что встреча с Тууликки помогла ей справиться с депрессией: их отношения продолжались почти 50 лет, вплоть до смерти Янссон.
![](https://im2.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08601_1_t222_195525.jpg)
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08602_1_t222_195531.jpg)
19
Мюмла перебралась в Муми-дол из квир-сленга.В «Мемуарах Муми-папы» появляется мать Снусмумрика — Мюмла-мама. Слово «mymla» в Финляндии и Швеции использовалось в богемной среде для обозначения однополых отношений. Янссон, впрочем, употребляла глагол «мюмлиться» по отношению к любым влюбленным парам, не скрывающим своих чувств, так что намеков на гомосексуальность в этом образе нет: Мюмла-мама просто очень влюбчивая особа, склонная к полигамии и сибаритству и произведшая на свет по крайней мере 20 отпрысков.
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08603_1_t222_195540.jpg)
20
А хемули пришли из юриспруденции. В шведском языке слово «hemylen» использовалась в старой юридической практике для обозначения уполномоченного на законные действия. У Янссон эти нелепые надоедливые существа проводят свою жизнь, фанатично следя за тем, чтобы окружающие не нарушали правил — от грамматических до социальных. Впрочем, есть хемули, которые выбрали своим жизненным делом скрупулезное коллекционирование, и для таких нет большего горя, чем целиком собранная коллекция, например, марок.
![«Праздник в городе», 1947](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08605_1_t222_195743.jpg)
21
Муми-тролли хранятся в музее. В 1947 году городская ратуша Хельсинки заказала Янссон роспись зала своего ресторана. Это был первый крупный художественный заказ для Янссон, и она решила вместо декоративного узора, как хотели заказчики, украсить зал двумя монументальными сюжетными фресками. Так появились «Праздник в городе» и «Праздник в деревне». На обеих можно отыскать запрятанного Муми-тролля: в деревенской он прячется у ног влюбленных, а в городской составляет компанию самой Туве Янссон, скучающей на вечеринке за бокалом вина. Сейчас фрески выставлены в Художественном музее Хельсинки.
![Туве Янссон за работой над фреской «Праздник в деревне», 1947](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08604_1_t222_195612.jpg)
![](https://im3.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08606_1_t222_195751.jpg)
22
Из-за политических пристрастий Муми-папы Туве Янссон пришлось сменить издателя. Первые комиксы про муми-троллей выходили в газете Ny Tid, крупнейшем финском прокоммунистическом издании. Но в 1948 году подписчики завалили редакцию жалобами из-за того, что Муми-папа выписывал промонархистскую газету. Редакции пришлось разорвать контракт с Янссон.
![](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08607_1_t222_195759.jpg)
23
Муми-троллей обвиняли в буржуазности. В 1960-х годах норвежский журналист Ларс Бакстрём написал о муми-троллях исследование, в котором представил мир Муми-дола как воплощение элитарности и буржуазности. Янссон поблагодарила его за проделанную работу и согласилась с обвинениями: «Эти тролли — наглые представители высшего общества, и надо всем царит их тайное и жестокое хладнокровие. Они невыносимо самодостаточны. Я подозревала их в этом уже давно. Но я не могу и не хочу ничего в них менять».
![](https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08579_1_t222_195628.jpg)
24
Туве Янссон обвиняли в деморализации детей. В 1949 году в Хельсинки прошла премьера спектакля по повести «Комета прилетает». Дети остались очень довольны, чего нельзя сказать о родителях: не особенно вникнув в происходившее на сцене, они завалили Янссон гневными письмами с обвинениями, что она учит детей ругательствам и вредным привычкам. Янссон честно отвечала на каждое письмо, объясняя, что «Морра» — не бранное слово, а имя персонажа, словосочетания «адский огонь» и «адские прыжки» совсем не вульгарны, а бокал вина или трубка не делают ее героев пьяницами и развратниками.
![](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08609_1_t222_195806.jpg)
25
Муми-тролли толстели по мере того, как росла их слава. К такому выводу пришли финские исследователи, проанализировав объем тела муми-троллей на иллюстрациях к книгам. Пик их упитанности приходится на пятую повесть — «Опасное лето», вышедшую в 1954 году в разгар первого муми-бума. В повести о том, как в Муми-дол приплывает театр, тела муми-троллей почти в 1,5 раза больше, чем в первой повести «Маленькие тролли и большое наводнение».
![](https://im0.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08610_1_t222_195820.jpg)
26В Германии муми-троллей заставили молиться. В 1954 году Вивика Бандлер вместе с мужем Куртом перевела на немецкий язык повесть «Волшебная шляпа». Пристроить ее удалось в католическое издательство Benziger, но редакторы потребовали от переводчиков сделать муми-троллей более религиозными. Так муми-тролли стали молиться на ночь и перед зимней спячкой и иногда цитировать псалмы. Подобные правки были внесены и в следующие повести, опубликованные в Германии в 1960-х. При переиздании книг добавленные фрагменты постепенно вычищались, но полностью освободились от католичества муми-тролли лишь в 2001 году, когда вышел новый перевод.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08611_1_t222_195828.jpg)
27В Англии муми-троллям запретили вести себя непристойно, но разрешили ходить голыми. В 1954 году лондонская газета The Evening News начала публиковать комиксы про муми-троллей — в них действовали те же герои, но сюжеты повестей не повторялись. В контракте было оговорено, что в комиксах не должно быть упоминаний смерти, если только она не произошла ранее XVIII века, политических тем и непристойных подтекстов. Непристойным английские издатели сочли тот факт, что Муми-папа делает важные заметки на туалетной бумаге — Туве Янссон попросили заменить ее на бумажные полотенца. Зато привычка муми-троллей ходить нагишом никого не смутила, издатели лишь попросили, чтобы во время купания на них были плавки.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08612_1_t222_193055.jpg)
28Комиксы про муми-троллей печатали 120 газет в 40 странах. Таких колоссальных цифр удалось добиться благодаря находчивости Чарльза Саттона — члена правления The Evening News. В 1954 году он написал от имени Муми-тролля письма во все известные газеты: «Семейство, обитающее в волшебном Муми-доле, собирается в ближайшее время посетить вашу газету и сделать вам предложение, от которого вы не сможете отказаться», к каждому письму прилагалась рекламная брошюра с информацией о комиксе. Этот рекламный трюк сработал, муми-тролли появились в газетах по всему миру — от Гонконга и Индии до Турции и Ирландии.
![Вернер Молин. «Черная Свиноматка», начало 1940-х](https://im3.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08614_1_t000_194400.jpg)
29Туве Янссон обвиняли в плагиате. В 1957 году, на пике популярности муми-троллей, шведский искусствовед Арон Борелиус обвинил Янссон в том, что муми-тролли не оригинальные персонажи, а списаны с Черной Свиноматки — героя картин шведского художника Вернера Молина, и потребовал, чтобы Янссон разделила доход от муми-троллей с художником. Янссон пришлось дать интервью и рассказать, что в 1943 году, когда в Стокгольме проходила выставка Молина, у нее не было никакой возможности выехать из охваченной войной Финляндии в мирную Швецию.
![](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08615_1_t222_194408.jpg)
30В Англии про Туве Янссон написали бульварный роман.Большой поклонник муми-троллей беллетрист Энтони Глин встречался с Янссон всего раз на вечеринке, что не помешало ему в 1959 году выпустить роман «Я могу получить все это», прообразом главной героини которого он назвал Туве Янссон. Узнав про книгу, она сначала была польщена, но, прочитав ее, пришла в ярость: в романе самовлюбленная художница из Финляндии, ставшая знаменитой благодаря комиксу про персонажа Лонк, соблазняла своего английского издателя.
![](https://im4.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08613_1_t222_193105.jpg)
31За пять лет Туве Янссон создала для The Evening News более 10 300 рисунков для 21 комикса. При таких темпах она почти не могла заниматься живописью и в 1959 году поняла, что больше не может видеть муми-троллей. Она разорвала контракт с газетой, предложив на замену своего брата, Ларса Янссона, который часто помогал ей с рисунками и переводами комиксов на английский язык. Ларс создавал муми-комиксы следующие 15 лет, пока тоже не отказался от этой работы — муми-тролли стали по ночам являться ему во сне.
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08616_1_t222_194415.jpg)
32Однажды Туве Янссон пыталась убить Муми-тролля. Самый последний комикс про муми-троллей, отрисованный Янссон, заканчивался очень тревожно — психиатр диагностировал у Муми-тролля закомплексованность и давал ему таблетку, от которой тот начинал уменьшаться в размерах и постепенно превращался в лужицу. На последней картинке фрекен Снорк выливала в лужицу противоядие, но нигде не сообщалось, подействовало ли оно. Такой финал был придуман на тот случай, если редакция The Evening News не утвердит Ларса Янссона на роль нового художника и славные приключения муми-троллей в Англии на этом закончатся.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08617_1_t222_194423.jpg)
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08618_1_t222_194432.jpg)
33В последней повести муми-тролли вообще не появляются. Действие книги «В конце ноября» (1970) происходит в Муми-доле, но самих муми-троллей там нет — они переехали на остров с маяком. Остальные персонажи пытаются сохранить привычный порядок в опустевшем доме, но все идет наперекосяк. В финале Янссон оставляла надежду на возвращение семьи в Муми-дол, но новой повести так и не написала.
![](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08619_1_t222_195254.jpg)
34Туве Янссон построила для муми-троллей настоящий дом. Идею подкинул один из фанатов, однажды показавший Янссон маленькую модель дома. Впечатлившись новыми возможностями, Янссон взялась за собственный макет — в натуральную величину. Вместе с Тууликки они создали 3-метровый макет, в котором было все — от электрических лампочек и банок с вареньем до постельного белья и оранжереи. В 1980 году он был выставлен в Музее строительного искусства и вызвал массу вопросов: он оказался совершенно не похож на дом с округлой башней, который рисовала и описывала Туве в своих книгах. В ответ на недоумение Янссон заявила, что раньше просто неправильно представляла себе резиденцию муми-троллей.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08578_1_t222_195620.jpg)
35Первый мерч с муми-троллями носил сам Муми-тролль. Идея воспользоваться популярностью муми-троллей и заработать на сопутствующих товарах пришла в голову Чарльзу Сэттону. В качество промоакции он предложил Янссон в одном из выпусков нарисовать Муми-тролля в галстуке с изображением самого себя. Выпущенные вскоре после этого в продажу галстуки были немедленно раскуплены фанатами, после чего появились также платья, юбки, занавески, обои, торшеры и множество других товаров с изображением жителей Муми-дола.неправильно представляла себе резиденцию муми-троллей.
36Туве Янссон не разрешила использовать своих героев для рекламы прокладок. Несмотря на то что Янссон не пренебрегала доходами от сувенирной продукции и рекламы, к выбору рекламируемой продукции она относилась серьезно. Так, она запретила использовать изображения муми-троллей на туалетной бумаге, а Малышки Мю — в рекламе гигиенических прокладок. Туве Янссон считала свою героиню анархисткой, а не «милой и мягкой», как утверждал производитель.
![](https://im7.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08575_1_t222_195548.jpg)
37Муми-тролли — один из самых успешных брендов в мире. После смерти Туве Янссон все права на книги, комиксы и рисунки, посвященные вселенной муми-троллей, перешли ее племяннице Софии Янссон. В 2013 году управляемая ею компания Moomin Characters была признана одним из 20 самых успешных брендов в мире — ежегодно она приносит доход в €500 млн.
![](https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08576_1_t222_195556.jpg)
38В честь муми-троллей написана симфония. В 1956 году, ко второй годовщине запуска английских комиксов, ее написал композитор Роберт Фарнон. Туве Янссон так понравилась мелодия, что она сделала из нее цикл песен, описав год в Муми-доле — от весенней уборки до очередной зимней спячки. Пластинка «Бал в Муми-доле» вышла в 1958 году — хотя песни были на шведском, в Англии пластинку мгновенно раскупили.
![](https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08620_1_t222_195259.jpg)
39Оперу про муми-троллей играли 29 лет.Премьера «Муми-оперы» состоялась в 1974 году в Национальном оперном театре Финляндии. Либретто сочинила сама Туве Янссон: по сюжету муми-тролли прятались от наводнения в оперном театре и решали поставить собственный спектакль. Партии были написаны на шведском. Из-за массивности костюмов в них пришлось вмонтировать специальное оборудование, которое выводило бы голос певцов, не приглушая его. Опера стала одной их самых исполняемых финских опер в истории — последний раз ее показывали в 2003 году.
![](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08621_1_t222_195308.jpg)
40Еще популярнее оказался балет про муми-троллей. Финская национальная опера поставила два балета про приключения муми-троллей — в 2015-м по повести «Комета прилетает» и в 2017-м по «Шляпе волшебника». Из-за объемных костюмов актеры, исполнявшие партии муми-троллей, танцевали практически вслепую, ориентируясь в парных танцах на ощупь. Оба спектакля пользовались невероятной популярностью — билеты раскупались в первые сутки, а 2015 году в День матери балет «Комета прилетает» пришлось исполнять три раза, чтобы его смогли посмотреть все желающие.
![](https://im0.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08622_1_t222_195316.jpg)
41Первая повесть про муми-троллей была переведена на финский только в 1991 году. У Туве Янссон было два родных языка — шведский и финский. Повести она писала и публиковала на шведском, что было обычно для двуязычной Финляндии. Первое финское издание вышло в 1955 году — ею стала повесть «Комета прилетает». Вслед за ней перевели «Шляпу волшебника» и «Мемуары Муми-папы», последующие повести и рассказы выходили почти одновременно на шведском и финском. Но самую первую книгу о муми-троллях — «Маленькие тролли и большое наводнение» — финскоязычные издательства игнорировали 46 лет и перевели только в 1991 году, когда Финляндию заполонили туристы, приехавшие посмотреть на родину муми-троллей.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08623_1_t222_195323.jpg)
42В 2019 году Финляндия выпустила мультфильм про муми-троллей, на производство которого было потрачено €20 млн. Рекордный для финского телевидения бюджет выделила продюсерская компания Gutsy Animations только на первый сезон сериала «Муми». В процессе производства стало понятно, что на идеальное воссоздание Муми-дола в 3D-анимации этих средств все же не хватит, и была запущена краудфандинговая кампания на платформе Indiegogo, собравшая за полтора месяца недостающие $253 тыс.
![](https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08624_1_t222_195330.jpg)
43В первом японском аниме муми-тролли дрались и выпивали. В 1969 году муми-тролли стали героями японского аниме-сериала. Впрочем, не считая внешнего вида, его герои мало чем напоминали оригинальных: они интересовались преимущественно деньгами и оружием, постоянно выпивали и дрались. Туве Янссон, впрочем, больше всего возмутил тот факт, что в одной из серий Муми-папа выпорол Муми-тролля за шалость ремнем. После этого она запретила демонстрировать мультфильм за пределами Японии.
![](https://im3.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08625_1_t222_195337.jpg)
44Второе японское аниме про муми-троллей одновременно показывали 25 каналов. В конце 1980-х японские аниматоры попросили разрешения у Туве Янссон заново экранизировать муми-троллей. Помня о выпоротом Муми-тролле, Янссон потребовала в этот раз предоставить ей контроль над сценарием. Сериал «Веселая семья Муми» вышел в 1990 году и снова сделал муми-троллей знаменитостями. Его не только показали все крупные японские телеканалы, но и купили 124 страны. Если в 1950-е комиксы про муми-троллей читали около 20 млн человек, то мультфильм только в первый год релиза посмотрели, по разным подсчетам, до 200 миллионов.
![Туве Янссон в Японии на встрече с поклонниками, 1971](https://im1.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08626_1_t222_195344.jpg)
![](https://im9.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08627_1_t222_195351.jpg)
45Сценарий для первого советского мультфильма о муми-троллях написала Людмила Петрушевская. Кукольный мультфильм сняла киностудия «Экран» в 1978 году. Сценаристом трех историй о спасении Муми-дола от кометы была Людмила Петрушевская (под псевдонимом А. Алтаев), а озвучивали героев Зиновий Гердт, Рина Зеленая и Юрий Яковлев.
![](https://im2.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08632_1_t222_195723.jpg)
46В Свердловске посчитали, что настоящие муми-тролли слишком нелепые, и нарисовали новых. В 1980 году Свердловская киностудия решила снять мультфильм про муми-троллей. Проблема была в том, что режиссеру не нравился внешний вид героев Янссон: они казались ему непропорциональными, с короткими ногами и руками, и оттого слишком унылыми для того жизнерадостного мультфильма, который он собирался снять. В результате свердловских муми-троллей изменили до неузнаваемости — у них появились выразительные носы, а фигура стала очень похожа на человеческую.
![](https://im6.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08628_1_t222_195358.jpg)
47У муми-троллей есть сиквел. В 1960 году Туве Янссон выпустила книжку-картинку для самых маленьких «Кто утешит малыша кнютта?». В ней нет муми-троллей, но есть другие жители Муми-дола, с которыми мальчик кнютт стесняется заговорить. Образ главного персонажа родился из переписки Янссон с читателями — однажды ей написал школьник по имени Кнютт, пожаловавшись на то, что чувствует себя невидимкой и боится людей. Янссон ответила ему ободряющим письмом и решила написать сказку, в которой мальчик встречает такую же одинокую скрютт и спасает ее от страха перед Моррой.
![](https://im8.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08629_1_t222_195413.jpg)
48Книга про малыша кнютта возмутила феминисток. Сказка «Кто утешит малыша кнютта» моментально стала бестселлером в Скандинавии. Однако феминисткам она показалась неприлично патриархальной — мужчина спасает слабую женщину. Туве Янссон, впрочем, было что возразить: в ее черновиках кнютт был девочкой, но когда сказка стала писаться в стихах, она сделала ее мальчиком — с местоимением мужского рода было гораздо легче работать.
![](https://im7.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08630_1_t222_195700.jpg)
49В 1960-х муми-тролли стали жертвами психоанализа. В 1960-х Туве Янссон увлеклась идеями психоанализа и под впечатлением от книги «Невроз и рост личности» Карен Хорни написала девять рассказов о психологии обитателей Муми-дола. В одном из рассказов в дом муми-троллей попадала девочка Нинни, которая стала невидимой из-за того, что опекавшая ее тетка иронизировала над ней. Окруженная заботой Муми-мамы, девочка постепенно начинала проявляться, но окончательно обретала лицо только после того, как впервые давала волю злости и кусала Муми-папу за хвост.
![](https://im3.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/WEEKEND/2019/019/KMO_121188_08631_1_t000_195715.jpg)
50Муми-тролли работали на Amnesty International. В начале 1980-х годов Туве Янссон сделала муми-троллей лицом финской кампании по освобождению из тюрем призывников, отказавшихся проходить военную службу по убеждениям. Кампания с участием муми-троллей получилась такая громкая, что в 1987 году призывникам разрешили не доказывать свои убеждения, несовместимые со службой в армии, а просто обозначать в анкете их наличие.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
![](/media/covers/kommersant-weekend/2025/193512/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2025/193363/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/192768/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/192085/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/191179/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/190483/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/188871/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/188268/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/187560/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/186806/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2024/185090/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/183683/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/183143/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/182756/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/181681/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/180098/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/179305/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/178357/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/177676/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)
![](/media/covers/kommersant-weekend/2023/176922/205-282/cover.png)
![](/static/images/icon_pdf.jpg)
![](/static/images/icon_online.jpg)