Оскаровский лауреат сыграл главную роль в новом фильме Мэтью Вона — шпионском боевике «Kingsman: Секретная служба» — и предстал в совершенно непривычном для себя образе. То есть Колин в этом фильме по-прежнему являет собой образец хрестоматийного британского джентльмена: шьет костюмы на Сэвил-роу, ходит с зонтом-тростью и пьет чай со сконами. Только вот за зеркалом в ателье расположена комната с гранатометами, в очки в роговой оправе встроена камера, а зонт служит орудием убийства. Ферт сыграл одного из членов секретной шпионской организации, рекрутировавшего в помощники себе малолетнего ершистого гопника, и сделал это, как и положено иконе стиля, с изяществом.
О БРИТАНСКИХ ШПИОНАХ И ДЖЕНТЛЬМЕНАХ
В первую очередь хочу поинтересоваться у Колина, почему британские шпионы лучше американских. Чем их там в MI6 и «Кингсмене» кормят? «В основном обещаниями», — шутит Колин с каменным лицом, на котором по-прежнему нет ни тени знаменитой улыбки.
«А вообще я бы не сказал, что прямо лучше... Куда уж лучше Джейсона Борна, например?» — говорит актер, также упоминая Джека Бауэра и «всяких агентов» из сериала «Родина». При этом Ферт убежден, что вокруг архетипичного британского джентльмена существует некий ореол таинственности: «Самые важные герои поствикторианской английской литературы — либо детективы, либо шпионы. Возьмите хотя бы безупречно одетого сноба-декадента Шерлока Холмса или, например, не столь затертого до дыр, но внезапно пришедшего мне на ум героя из романа Г. К. Честертона «Человек, который был Четвергом» — Гэбриела Сайма, агента Скотленд-Ярда, внедренного в группу анархистов. Вот все они прятали свои убийственные навыки под угрожающей личиной вежливой элегантности, которая легко поддается романтизации. Такие люди могли управлять империями и завоевывать колонии, мирно попивая чай и обязательно при этом по-аристократически оттопыривая мизинец. Британский шпион эксплуатирует острый ум, а не откровенную мачистскую удаль, почитаемую во многих других странах. Собирательный образ этого самого шпиона используется и в реалистичной прозе Джона ле Карре, и в сказочных историях про Джеймса Бонда. Последний, правда, слишком много бухает и довольно резво машет кулаками, но в целом в нем узнается все тот же элегантный английский джентльмен, который все держит под контролем».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Британский шпион эксплуатирует острый ум, а не откровенную мачистскую удаль, почитаемую во многих других странах.
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
При этом Колин, на протяжении всей своей карьеры оставаясь официальным экспортером этого самого образа «элегантного английского джентльмена», считает, что сам виноват. «Я не выбирал эту роль экспортера. Я скорее с удовольствием импортировал бы взамен что-нибудь важное. Все цепляются за эту мифологию о человеке в костюме, и я зачем-то эту идею всячески подпитываю и чуть ли не пестую. Мне ужасно стыдно, но этот маховик уже не остановить».
Колин признался, что образ этот всегда строился исключительно на стереотипах и не имеет отношения к тому, как в действительности сами британцы себя воспринимают. «В моем детстве в 1970-х никто не хотел поскорее вырасти и стать членом правительства. Зато все хотели стать Китом Ричардсом или Сидом Вишесом, — признается актер. — При этом никто в здравом уме не назовет Сида Вишеса образцовым английским джентльменом, не так ли? Англичане — ядреная смесь из разных европейских народов, как то: немцы, голландцы, датчане, итальянцы, французы. Если взглянуть на картины времен Байрона, на них можно увидеть мужчин, сидящих в позе победителя и обнимающих охотничье ружье, и их дородных женщин в платьях с глубоким вырезом. Эти люди елизаветинской эпохи совсем не похожи на то, какими мы привыкли видеть англичан. Нация развивается и заново открывает себя с завидной регулярностью, и с каждым новым этапом всемирное представление о ней обрастает все новыми стереотипами. Что вполне логично».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Есть этот мир послеобеденного чаепития, черных кебов и сшитых на заказ костюмов. А есть и другая вселенная, где обитает герой молодого Тэрона Эджертона.
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Так какая она, современная Британия глазами Колина Ферта? В фильме показан контраст двух миров, в одинаковой степени идеально характеризующих страну на данный момент. Есть этот мир послеобеденного чаепития, черных кебов и сшитых на заказ костюмов. А есть и другая вселенная, где обитает герой молодого Тэрона Эджертона: вселенная занюханных муниципальных многоэтажек, обшарпанных пабов с тюлевыми занавесками и спортивных костюмов с растянутыми коленками. «И нельзя сказать, что последний мир как-то недостаточно представлен в британской литературе, кино или музыке, — соглашается Ферт. — Однако попробуйте спросить любого иностранца, какой образ представляет для них квинтэссенцию пресловутой английскости, и они скажут: мужчина средних лет в деловом костюме и с котелком на голове. Только вот попробуйте прогуляться по улицам, и вы там не встретите никого в таком виде, если только на дворе не Хеллоуин. А встретите много молодых людей, одетых так, как герой Тэрона в фильме».
О ДРАКАХ, В КОТОРЫХ НЕ МНЕТСЯ КОСТЮМ
В «Кингсмене» Ферт выходит далеко за рамки своей «зоны комфорта». Во-первых, он впервые участвует в экранизации комикса — в данном случае первоисточником послужил комикс Марка Миллара, автора «Пипца», снова выступившего совместно с Мэтью Воном. Во-вторых, Ферту пришлось драться на экране, а он никогда ничего подобного не делал. «Я, конечно, занимался всякими упражнениями в последние годы с энтузиазмом уставшего обывателя среднего возраста — исключительно с оздоровительными целями. А тут из меня решили сделать настоящего атлета, и я просто очумел от всего этого. Меня тренировала команда Джеки Чана, состоящая из десяти человек — сплошь чемпионов мира по тайскому боксу, тейквондо и гимнастике. Сеансы мучений проходили по три часа в день шесть месяцев подряд. У нас были очень четкие инструкции и предельно ясные цели, но все равно я был к этому не готов ни морально, ни физически. В ходе подготовки я часто делал то, чего мне в нормальной жизни не приходилось делать никогда: всякие хитровыделанные приседания, воздушный бокс, бесчеловечные упражнения на укрепление мышц голеностопа. Я это все поначалу люто ненавидел, а особенно когда в какой-то момент неудачно присел, потянул мышцу. Говорю — не буду продолжать, и все тут. Пришлось перечитать контракт и вернуться в спортзал. А потом ничего, привык и даже в какой-то момент начал получать от этого всего мазохистское удовольствие. Видимо потому, что под конец у меня начало лучше получаться».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Ферту пришлось драться на экране, а он никогда ничего подобного не делал.
Теперь Ферту прямая дорога в экшен-кино: может, даже пришло время потеснить Лиама Нисона? «Я бы очень хотел внезапно стать звездой боевиков, но мне каждый раз придется играть героев в строгом костюме и с английским акцентом, — на лице Колина впервые за все это время появился намек на ухмылку. — Нисон ведь не только отличный экшен-герой, но еще и очень тонкий характерный актер. Его пример невероятно заразителен, и нет абсолютно ничего постыдного в том, в каком направлении в последнее время движется его карьера. Если меня позовут на роль в очередной «Заложнице», я побегу стремглав».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Меня тренировала команда Джеки Чана. Сеансы мучений проходили по три часа в день шесть месяцев подряд.
Так и запишем: Колин Ферт готов экспериментировать с жанрами. Это видно и по «Кингсмену», основанному на комиксе, как это водится у Миллара, смешном и нелепом. Трудно было воспринимать все это всерьез? «Мне кажется, даже если ты играешь в фарсе и пантомиме, обязательно найдется повод воспринимать все всерьез. Комедия получается особенно смешной, если при этом актеры сохраняют непроницаемое лицо. Я далек от комикс-культуры, хотя, когда Мэтью предложил мне роль, сценарий еще не был дописан, поэтому он вручил мне оригинальный комикс. Мне очень понравилось. Так что я теперь планирую наверстать упущенное и прочесть все классические графические романы. Ну а почему нет? Если история в какой угодно форме рассказана хорошо, даже у такого невыносимого сноба, как я, нет причин не оценить ее по достоинству».
О ТОЛСТОМ, ДОСТОЕВСКОМ И ГОГОЛЕ
«Невыносимый сноб» Ферт — классический книжный червь. Он охотно признает литературу главной страстью в своей жизни и читает все подряд в свободное от работы время. Прямо сейчас он очень кстати снимается в фильме «Гений» — байопике о Максвелле Перкинсе, легендарном американском издателе, в свое время курировавшем Хемингуэя, Фицджеральда, Томаса Вулфа и других. Задавать Ферту вопрос о любимых книгах было плохой идеей: актер распаляется не на шутку и долго рассказывает о том, как рьяно любит американскую литературу. Впрочем, он также признает, что интерес к чтению в нем пробудил все же англичанин Д. Г. Лоуренс. «Английскую литературу я долго отказывался воспринимать, потому что она мне напоминала о школе, — признается Ферт не без грусти. — А когда в тебя в нежном возрасте искусство пихают насильно, его трудно воспринимать иначе, чем в штыки. Я тогда любил французов, Камю и Сартра, а потом в мою жизнь пришли русские. Ох уж эти русские! Я взахлеб читал Толстого, Достоевского и Гоголя, прочел все существующие в мире биографии Горького. Хотя, честно сказать, «Войну и мир» я впервые осилил только в этом году. Уж очень она огромная, никак не мог собраться с духом, но вот теперь мне представился отличный шанс: мой герой в «Гении» — фанат этого романа, и он постоянно держит его при себе на прикроватной тумбочке и перечитывает на ночь. И вот я решил, что это идеальный повод взять себя в руки и окучить уже это неподъемное произведение. Получил колоссальное удовольствие, между прочим».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
«Ох уж эти русские! Я взахлеб читал Толстого, Достоевского и Гоголя, прочел все существующие в мире биографии Горького».
![dots.jpg dots.jpg](http://static.gq.ru/medialibrary/42d/42d46c5527f5622038218a35c463ace0.jpg)
Раз такое дело, пусть Колин расскажет, какие из своих любимых книг он хотел бы увидеть экранизированными. «А никакие, потому что по-настоящему важные книги очень трудно экранизировать, — качает головой кинозвезда, по-прежнему теребя свой шарфик и стоически не улыбаясь. — Самая лучшая проза — это та, которая теряется, когда пытаешься ее конвертировать в другой вид искусства. Поэтому такой популярностью сейчас пользуются в большинстве своем никчемные романы young adult — они дают кинематографистам сюжет, каркас, на который те потом с удовольствием наращивают мясо».
В попытках разобраться, откуда у человека берется тяга к прекрасному, мы заговорили о путешествиях. Ферт почти все свое детство провел, кочуя из одной части света в другую, и убежден, что «поездки по миру с широко открытыми глазами» способны сформировать личность. «Мой отец родился в Индии, мать родилась в Индии и выросла в Америке, сестра родилась в Нигерии... Это все не проходит бесследно, — признается актер. — Тем более что мои родители всегда были людьми общительными, социализировались в любой стране, звали в гости местных жителей, заводили друзей, поэтому мое детство прошло в окружении людей из Индии, Нигерии, Америки и многих других стран. Ко всему прочему, я еще и женат на итальянке. Так что, несмотря на всю эту мою «типичную английскость», мой мир однозначно не заканчивается — а вернее, как раз начинается — за пределами государственной границы Великобритании».
В комнату заходит представитель студии и говорит, что у нас осталось время только на один вопрос. «Жаль, — оворит Колин, и видно, что он не издевается. — Мы еще не всех русских писателей обсудили». Среди актеров вообще мало кому нравится давать интервью, и уж тем более обсуждать русских писателей. Какие еще Колин, сын богослова и историка, видит плюсы и минусы в актерской профессии? Он ненадолго задумывается: «Знаете, если вы находите какое-то занятие по душе и добиваетесь хороших результатов, вы начинаете испытывать ни с чем не сравнимое чувство абсолютного счастья. Еще мне нравится, что актерство — коллективный труд, причем результат достигается путем взаимодействия не только с другими актерами, но и теми, кто выставляет свет, подгоняет костюмы, прокладывает проводку. Все трудятся на благо одной цели, и вот это я люблю больше всего в актерской профессии. Что меньше всего? Пожалуй, необходимость быть публичной персоной, хотя в этом есть и плюсы, и минусы. Приятно, конечно, общаться с теми, кто ценит твою работу и спешит тебе об этом доложить, а неприятно – с теми, кто пытается на тебе нажиться или вторгнуться в частную жизнь. При этом я не понимаю, зачем им сдалась частная жизнь скучного примерного семьянина средних лет, коротающего свой досуг за чтением Толстого. Тем более что Сида Вишеса из меня не вышло...»
На прощание жму Колину руку и говорю между делом, что мне понравился «Кингсмен». «Спасибо, мне тоже», — отвечает актер. И впервые за все это время его лицо озаряется улыбкой, а на щеках формируются ямочки. Миссия выполнена.