ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Feb. 12, 2025

Глубокое увлажнение

Рейтинг: 0

Автор: Анастасия Лихачева. Профиль

«Набухают валы на Замбези

И уносятся с гиканьем прочь…»
Николай Гумилев

Вынесенная в эпиграф цитата – не самая очевидная ассоциация, когда речь заходит об Африке. Куда чаще, чем бурление полноводной реки, на ум приходят потрескавшаяся красноватая почва, обмелевшие грязные источники, засухи и голод. И все это, конечно, для Африки актуально. Но Гумилев в своих путешествиях увидел Африку разную, такую же многогранную, как и водная проблема континента сегодня. И всем, кто планирует так или иначе развивать с ним отношения, важно эту разность учитывать.

Ситуацию с водой бессмысленно измерять в среднем по континенту. Она везде своя. Рациональное водопользование в бассейне стремительно мелеющего озера Чад, развитие гидроэнергетики в бассейне Нила, идущая вопреки вооруженным конфликтам механизация сельского хозяйства в тропических районах Конго… Все это имеет мало общего с точки зрения и показателей водного стресса, и структуры регионального водозабора, и, главное, возможных инструментов если не решения, то хотя бы смягчения водных проблем, стоящих перед конкретными правительствами и общинами.

Зачем Африке вода?

Сложная ситуация с водой в Африке обусловлена двумя факторами – социально-гуманитарной проблемой и проблемой развития.

Решив первую, можно сократить количество смертей от жажды, «болезней грязных рук», резко снизить детскую смертность. Большинство погибающих во время засух – дети до пяти лет. Всего к югу от Сахары, в зонах, непосредственно страдающих от тех или иных водных проблем, находятся больше 190 миллионов детей. По данным Всемирного банка (2019 год), в Северной Африке из-за грязной воды гибнут 35 человек на 100 тыс., в Восточной и Южной – 39, в Западной и Центральной – 61. Для сравнения: в России – около восьми.

Если решить вторую проблему, у быстро растущего населения Африки качественно изменится жизнь. Она станет более сытой, деятельной, развитой, безопасной. Во всех странах Африки на сельское хозяйство приходится от 80–95% водозабора, а уровень потерь достигает 80% (в силу и технологической неразвитости, и жаркого климата, и участившихся природных катаклизмов). Нехватка воды, ее нерациональное использование напрямую связаны с рисками голода и социальной нестабильности в десятках африканских стран.

Экономическое развитие континента невозможно без урегулирования социально-гуманитарной водной проблемы. Но решить ее не удастся, пока Африка не начнет развиваться экономически. Мировое сообщество десятилетиями причитает по поводу нарушения санитарных норм и нехватки питьевой воды в африканских странах, но окончательно разобраться с этими вопросами ни в одной из них до сих пор не удалось. Так что рассчитывать Африке приходится только на собственные силы. А для этого нужны развитие и экономический рост.

Структурная трансформация африканских экономик неминуемо обернется новыми вызовами. Редкие государства могут позволить себе перенаправить воду в города, на нужды энергетики или промышленности, не повышая эффективности ирригации. Африканская экономика не рванет вперед без инвестиций в водосбережение и очистку, опреснение воды для прибрежных мегаполисов, а также повышения эффективности водопользования, которое начинается с более качественного мониторинга и сокращения потерь. И, конечно, рывок невозможен без повышения производительности сельского хозяйства и более активной торговли водоемкой продукцией и на континенте, и с партнерами вне его. Пределы экстенсивного роста водопользования во многих странах уже достигнуты.

Ставка на экстенсивный экономический рост, умножение неэффективных практик ведения сельского хозяйства, демографический дивиденд ведут к обострению всех связанных с водой проблем – от санитарии (только уже в городах, а не селах) до хищнического водопользования в сельском хозяйстве и промышленности.

Долгосрочные планы развития (например, Повестка-2063 Африканского союза) и национальные стратегии структурной трансформации африканских экономик делают упор на индустриализацию и рост производительности труда. За период 1990–2018 годов основная доля новых рабочих мест возникла в сферах торговли и ритейла, куда люди ушли из сельского хозяйства, остальные области занятости остаются практически неизменными.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни